Основная информация
Жилище королей от Карла III до Альфонса XIII, Королевский дворец в Мадриде открыт для всех, кто хочет совершить путешествие по истории Испании, пройдясь по его залам, любуясь хранящимися здесь художественными ценностями и архитектурой комплекса. Хотя правящие сейчас короли здесь не живут, это здание остаётся официальной резиденцией королей Испании и здесь находится Оружейная палата с одной из крупнейшей коллекций доспехов и оружия в мире.
Задолго до того, как Мадрид стал столицей Испании, эмир Мохаммед I обратил внимание на деревушку «Магерит» и приказал соорудить там фортификации, которые защитили бы Толедо от нападений христиан. Короли Кастилии время от времени пользовались этими сооружениями, и в XIV веке они превратились в замок-крепость, известный под именем Старого Замка («Антигуо Алькасар»). Это преображение произошло при правлении Карла I и его сына Филиппа II, и именно в это время замок стал постоянной резиденцией монархов. Но в 1734 году Дворец австрийской династии опустошил пожар, и на его руинах Филипп V приказал возвести новое здание.
Хотя изначально проект был заказан Филиппо Джуваре, после смерти этого архитектора окончательные чертежи выполнил его ученик, Джованни Батиста Сакетти. С того момента, как в 1738 году был заложен первый камень, до окончания постройки, заказанной Филиппом V, проходит семнадцать лет. Но только король Карл III, известный как «король-мэр», благодаря большому количеству реформ и переустройств, которыми обязан ему Мадрид, стал первым монархом, жившим в новом здании и завершившим его убранство, которым занимался архитектор Сабатини, придав окончательную форму Дворцу династии Бурбонов. Его наследники, Карл IV, который создал Зеркальный зал, и Фердинанд VII, добавили сюда множество предметов интерьера: часов, мебели, люстр и канделябров.
На протяжении XIX века во дворце появляются более современные веяния, которые влекут за собой некоторое изменение интерьеров. Примером таковых является появление обоев, из-за которых появляется необходимость убрать со стен дворца некоторые картины и передать их в музей Прадо. Последними монархами, которые пользовались дворцом как домом, были Альфонс XIII и Виктория Евгения.
Величественная архитектура Здание квадратной формы, построенное под влиянием эскизов Бернини, сделанных для парижского Лувра, высится вокруг двора, ограниченного портиком и галереей с одной стороны и Оружейной площадью Пласа-де-Армас с другой. Все покои находятся на шести этажах, однако, на внешний фасад выходят только самые важные из них.
Главный вход во дворец находится на фасаде, выходящем на Оружейную площадь, огромное пространство, которое, несмотря на ограду, связано со входом в кафедральный собор Богоматери Альмудена. На этой площади проводятся военные парады, как армейские, так и Королевской Гвардии, и все их принимает король. Западный фасад выходит на парк Кампо-дель-Моро, а восточный, вдоль которого проходит улица Байлен, смотрит на площадь Пласа-де-Ориенте.
Сдержанная, но грандиозная архитектура Королевского дворца украшена колоннами, карнизами, лепниной и балюстрадой, проходящей по верхней части здания. Среди множества окон, выходящих на фасады, выделяются балконы, соответствующие самым главным залам. Например, Тронный зал можно легко узнать на главном фасаде, потому что он обрамлён четырьмя большими колоннами. На западном фасаде красуется балкон Парадного банкетного зала, а из обычного Банкетного зала открывается вид на Пласа-де-Ориенте. На северный фасад здания приходится часовня, поэтому балконов там нет.
Как интерьеры покоев дворца, так и его планировка с течением лет менялись, приспосабливаясь к своим властительным хозяевам. Каждый монарх оставил на нём свою печать, придав форму отдельным залам, среди которых стоит выделить Тронный зал, выдающийся не только по своей значимости, но и по богатству и великолепию убранства. Это зал продолговатой формы, стены которого обиты красным бархатом с золотой нитью, его зеркала изготовлены на Королевской фабрике в Ла-Гранха, а вдоль стен стоят подзеркальные столики и часы. Здесь, под фреской Тьеполо, украшающей потолок, проводятся самые торжественные приёмы.
Другим замечательным залом является Колонный зал, где был подписан Договор о присоединении Испании к Европейскому Союзу. Его купол расписан Джакинто, а на стенах красуются гобелены XVII века, римские статуи и даже скульптуры, которые находились в Старом Замке. В этом зале проводились все официальные мероприятия, пока Альфонс XII не приказал переделать три зала, относившихся к покоям королевы, соединив их арочными проёмами и создав Парадный банкетный зал. Перестройка прошла в конце XIX века, зал был украшен гобеленами XVI века, китайскими фарфоровыми вазами XVIII века и полотнами Менгса, Гонсалеса Веласкеса и Франсиско Байе.
Королевская Оружейная палата, уникальное собрание
Среди других интересных покоев можно отметить вход в здание со стороны Оружейной площади: пройдя через каретный проезд, Вы попадаете к величественной парадной лестнице. Эта лестница была спроектирована Сабатини и имеет более 70 ступеней, вырубленных из цельных кусков мрамора, а её купол украшен фреской Коррадо Джакинто.
В Зале алебардщиков находились личные покои Карла III, зал Гаспарини примечателен чудесным убранством конца XVIII века с растительными мотивами, большой купол Королевской часовни украшен фреской «Коронация Девы Марии» работы Коррадо Джакинто, а в Деревянном кабинете королевы Марии Луизы нельзя не отметить восхитительный интерьер в стиле рококо.
Интересно заглянуть и в Королевскую аптеку, где сохранились шкафы для лекарственных растений, аптекарские сосуды, изготовленные на фабрике в Ла-Гранха, керамические банки и даже рецепты, которые прописывали королевской семье, и, конечно, Вы не пожалеете, задержавшись в королевской Оружейной палате.
В Оружейной палате Королевского дворца хранится одна из самых крупных коллекций оружия и доспехов, принадлежавших королям Испании и другим членам королевских семей с XIII века.
После длительной реставрации Оружейную палату вновь открыли для посетителей только в 2000 году, и сейчас там выставлена подборка оружия и доспехов средневекового периода и эпохи Карла V и Филиппа II.
Расположенный к западу от дворца, на склоне холма, спускающегося к знаменитой мадридской реке Мансанарес, парк в Кампо-дель-Моро во времена Средневековья был местом проведения пиров и турниров. Первым обустройством парка занялся Филипп V, по приказу которого здесь были установлены фонтаны и высажены деревья. Сначала это место отвели для охоты, но королева Мария Кристина превратила его в парк в английском стиле, который вошёл в моду в XIX веке и отражал взгляд на природу эпохи романтизма. Тогда здесь устроили два знаменитых фонтана: фонтан Тритона и фонтан Дворца из ракушек («Паласьо де лас Кончас»), посадили небольшие рощицы и проложили тропинки.
С другой стороны, к востоку от дворца находится площадь Пласа-де-Ориенте, в центре которой высится статуя Филиппа IV работы Пьетро Такка по эскизу Веласкеса, вокруг которой стоят другие фигуры из белого камня, которые изначально планировали установить в верхней части дворца. Хотя проект площади существовал уже в XVIII веке, только во время короткого правления Жозе Бонапарта были снесены теснившиеся здесь постройки. Когда Ферндинанд VII вернул себе трон, он заказал Исидро Гонсалесу Веласкесу проект благоустройства этого района, и тот задумал полукруглую площадь, открытую со стороны дворцового фасада, и предусмотрел сооружение Королевского театра «Реаль», портика и шести кварталов жилых домов.
Наконец, перед северным фасадом, там, где раньше находились конюшни, Фернандо Гарсия Меркадаль в 1930 году обустроил Сады Сабатини, воплотив в жизнь начальный проект этого архитектора XVIII века.
В настоящее время во дворце проводят церемонии вручения премий, аудиенции и королевские банкеты, здесь также проходят торжественные церемонии, знаменующие, например, День испанской нации, когда короли принимают у себя представителей властей, предпринимателей и выдающихся деятелей культуры, искусства и испанского общества, Военный праздник («Паскуа Милитар»), отмечающийся 6 января, когда королевская семья устраивает приём для высшего руководящего состава армии и представителей правительства в Тронном зале, или связанные с вручением верительных грамот новыми послами, аккредитованными в Испании.
Недавно, в 2004 году, Принц Астурии, наследник испанского престола, избрал Королевский дворец местом празднования своего бракосочетания.